Людвиг II — один из самых известных мюнхенских персонажей. Человек этот стал одним из знаковых персонажей европейской культуры, героем книг, кинофильмов и мультипликационных фильмов. Его замок Нойшванштайн — визитная карточка Баварии. Одну из книг о Людвиге написал и автор сих строк. Я приведу один из фрагментов, о юном Людвиге, едва только взошедшем на трон:
«Поэт Карл Хайгель заметил, что «новый правитель завоевал толпу сначала своей красотой». Другой современник-дипломат писал: «У него необыкновенно выразительные глаза; фигура его смотрится в униформе статно, я бы сказал истинно королевский». Все еще бодрый и напитанный античностью дед посвятил сонет глазам внука, сравнив их с глазами Адониса. Поэт и композитор Петер Корнелиус отметил: «Если ты всматриваешься в другого человека, то сначала твой глаз ищет его глаза. Так было со мной при нем, только что с трудом мог я покинуть его глаза». Вообще, редкий случай, когда красота стала реальным фактором складывающейся политической судьбы и начинающегося персонального мифа. Несколько напоминая ситуацию вокруг молодой тетушки Людвига, Сисси, австрийской императрицы.
Ошеломленный и только вживавшийся в свою новую роль Людвиг не знал еще, что в один из этих дней, 25 марта, через Мюнхен проезжал его кумир Рихард Вагнер, проезжал тайком, обремененный финансовыми заботами и жизненной тоской. В витринах уже висели портреты нового короля. Для композитора хватило и взгляда на фотографический портрет, чтобы испытать то же очарование: «Меня приковала к себе невыразимая грация, сквозившая в этих чертах, несказанно наполненных жизнью. Я вздохнул: «Не будь он королем, я бы хотел с ним познакомиться», — писал он тогда. Он не знал еще, что в голове юного короля уже складываются строки пылкого письма к композитору.
Впрочем, в этой красоте молодого Вительсбаха с самого начала что-то настораживало, был какой-то диссонанс. Прусский посланник наблюдал короля в театре: «Он хорошо выглядит. Но мне показалось, что он перенял от отца его скептическое выражение лица». Актриса придворного театра Филомена Хартль-Митиус описывала королевский прием: «Взгляд больших, чудесных глаза короля постоянно скользил вокруг, не останавливаясь ни на чем надолго. Когда же он на мгновение проникал в мои глаза, я видела в них какое-то странное выражение: жуткое, загадочное». Если взгляд наблюдателя более внимательно останавливался на величественной фигуре, осанке и поступи, то и здесь начинали замечать нечто необычное: «Широко шагая, он выбрасывал свои длинные ноги вперед, как будто бы хотел их отбросить от себя, и так ступал потом на носок, словно каждым своим шагом хотел раздавить скорпиона. Голову он при этом резко поворачивал в сторону и автоматически опускал лицо вниз».
В июне 1864 года Людвиг принимал в баварском курорте Бад Киссингене русскую императорскую пару — Александра II и Марию Александровну. Вежливый этикет баварского двора требовал, чтобы при встрече равных по рангу иностранных гостей король одевал военную форму соответствующего государства. Людвиг был в русском военном мундире. Один психиатр наблюдал эту встречу со стороны и в лицо нового короля Баварии еще не знал. В переписке его сохранилось замечание: «Этот генерал (имелся ввиду Людвиг в русской форме — Е.В.) имеет внутренние предпосылки к сумасшествию, поскольку он не в силах справиться со своими глазами». Здесь вероятно впервые прозвучал будущий диагноз. Самое интересное — из чьих уст. Психиатром этим был доктор Бернхард фон Гуден, который еще поднимется по профессиональной лестнице и через двадцать два года станет главой медицинской комиссии, которая подпишет Людвигу приговор, признав его умалишенным. А через несколько дней доктора и его коронованного пациента найдут мертвыми в воде Штарнбергского озера. «Бывают странные сближения…«»
Дорога в замок Нойшванштайн занимает ок. 2 часов. До замка от машины нужно будет еще подниматься — пешком, на повозке или на автобусе, который доставит к замечательной обзорной площадке — мосту Марии, а оттуда уже надо будет спуститься к замку. Сам замок — это предтеча Диснейленда, игровое и сказочное пространство, и, вместе с тем, мистический замок-храм, замок Грааля, построенный по мифологии Вагнера.
С поездкой в Нойшванштайн, если гости не торопятся назад в Мюнхен, можно совместить в этот день посещение церкви Вискирхе — памятника ЮНЕСКО и шедевра рококо, — и расписной деревни Обераммергау. А можно вместо церкви и деревни включить в программу другой замок Людвига — Линдерхоф — в стиле нового рококо. Только, заметьте, что с октября по апрель в Линдерхофе закрыты фонтаны и садовые павильоны, только сам замок открыт. Так что, может быть, лучше оставить его на весну или лето. Но еще один замок, который можно добавить к Нойшванштайну находится совсем рядом с ним — это замок Хоеншвангау, замок отца Людвига Максимиллиана, в котором семья баварского короля проводила летние месяцы.
Стоимость | EUR | Руб* | |
---|---|---|---|
групповая экскурсия (по запросу) | 70 | 7 230 | с человека |